Вы успешно подписались на Кабинет инвестора
Отлично! Теперь завершите оформление заказа, чтобы получить полный доступ к Кабинет инвестора
Рады Вас видеть снова! Вы успешно вошли в свой аккаунт.
Поздравляем! Ваш аккаунт полностью активирован, сейчас у вас есть доступ ко всему контенту.
Поздравляем! Ваша платежная информация обновлена.
В процессе обновления платежной информации возникла ошибка.

Провальное IPO Deliveroo: что произошло и чему нас научила эта история

Кабинет инвестора
Кабинет инвестора

На днях компания по доставке еды Deliveroo провела первичное размещение своих акций на Лондонской Фондовой бирже (LSE) под тикером ROO. Размещение с самого начала пошло неудачно, поскольку компания смогла продать свои акции только по нижней границе диапазона цены. В итоге Deliveroo разместила акции по 3,9 фунта на общую сумму 1,5 млрд фунтов ($2,1 млрд).

Однако уже в первый день торгов, которые состоялись 31 марта, акции компании вошли в крутое пике и в течение для падали на 31%, завершив свой дебют на отметке в минус 26%. Биржа дважды останавливала организованные торги. Фактически — это самое худшее IPO на Лондонской Фондовой бирже за десятки лет.

IPO (Initial Public Offering) — это первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц. За счет IPO компания привлекает деньги для своего дальнейшего развития. Кроме этого, IPO дает возможность продать полностью или частично свои акции основателем компании и венчурным инвесторам, которые вложились в нее на ранней стадии. По этой причине основатели, инвесторы и сама компания заинтересованы продать акции как можно дороже.

Кроме возможно завышенной оценки (приложение по доставке еды было оценено в $10,5 млрд), Deliveroo потерпела крах публичного дебюта в Лондоне по причине наличия конфликта со своими курьерами. Буквально накануне IPO, профсоюз призвал британских райдеров объявить забастовку из-за условий работы. Чтобы избежать социальных и пенсионных обязательств, Deliveroo принуждает курьеров оформлять самозанятость и платит меньше минимальной заработной платы в Великобритании.

После широкой огласки недостойного “мухлежа” с работниками, многие управляющие активами, включая Legal & General Investment Management, Aberdeen Standard Investments и Aviva Investors заявили, что отказываются от предложения акций ROO, поскольку отношение компании к курьерам не согласуется с практикой ответственного инвестирования. Сотни райдеров планируют протест на следующей неделе, чтобы лоббировать повышение оплаты и улучшение условий. Проще говоря, это IPO было заранее обречено на провал, и самое лучшее, что мог сделать менеджмент Deliveroo — это отложить первичное размещение до урегулирования конфликта с персоналом.

Инвесторам также не понравилась двухклассовая структура акций компании, которая позволяет главному исполнительному директору Уиллу Шу сохранять контроль над бизнесом. Несмотря на то, что ему принадлежит только 6,3% экономической доли, он владеет 58% всех голосующих акций.

Кроме того, менеджмент Deliveroo выбрал не самое лучше время для IPO, так как акции технологических компаний, особенно не генерирующих устойчивую прибыль, за последние недели снизились на 30-50%. В настоящее время Deliveroo работает в более чем 800 точках в 12 странах мира. Компании уже 13 лет и, несмотря на свои размеры, ее бизнес все еще не приносит прибыли.

Возникает очевидный вопрос — если компания не может работать в прибыль, используя эксплуататорскую моделью бизнеса, то как она сможет стать прибыльной, если регулятивные правила вынудят ее повысить заработную плату и предоставлять социальные льготы.

К каким выводам мы пришли

В последнее время все чаще встречается сценарий, когда движимые жадностью бенефициары компании настолько сильно разгоняют цену акций, что после их размещения котировкам не остается никаких драйверов для роста еще на 3-5 лет вперед. В этом случае единственно возможное направление их движения — это вниз.

В последнее время популярность инвестирования в IPO растет колоссальными темпами, однако стоит помнить, что легких денег не бывает. Данная ситуация – налядное тому подтверждение. Как и при любых инвестициях, вложение в IPO требует тщательного анализа бизнеса компании, мало того, по причине относительно малого количества информации это деже более более сложный процесс, чем в случае с публичными компаниями.

К числу других неудачных IPO в последнее время, которые вызывают неприятные воспоминания у многих инвесторов, можно отнести публичное размещение XIaomi в 2018 году, Uber в 2019 году, и конечно же Совкомфлот в 2020 году.

IPO