Мы в Telegram

Как оценить акции c помощью мультипликаторов на примере палатки с шаурмой?

Как оценить акции c помощью мультипликаторов на примере палатки с шаурмой?

Мультипликатор — это коэффициент, который позволяет сравнить инвестиционную привлекательность компании в отрыве от её масштаба. Проще говоря, это дробь, где в числителе один финансовый показатель компании, а в знаменателе — другой. Сравнивая эти соотношения для разных компаний, можно оценить, какая из них более привлекательна для инвестиций.

Мультипликаторы лежат в основе стоимостного подхода к инвестированию — стратегии поиска и покупки акции недооценённых компаний.

Сравнить акции компаний-конкурентов и выбрать наиболее перспективное вложение помогут мультипликаторы. Почему-то везде про них говорят на академическом языке, используя какие-то непонятные термины и формулы. Мы решили отойти от этой порочной практики и объяснить всё на примере, который поймёт каждый из нас: палатки, где делают еду богов  — шаурму.

P/E (Price/Earnings) — это отношение цены компании к прибыли за год.

Перевод на русский язык:

Покупатель: «Здравствуйте, сколько стоит ваша палатка с шаурмой и через сколько я отобью свои деньги?»

Продавец: «1 миллион рублей. Отобьётесь примерно через 2,5 года, так как в год в наша прибыль где-то 400 000 рублей»

Делим цену компании на ее прибыль — получаем значение P/E.

Для российских компании P/E <8, для рынка США значение <25 — оптимальные значения.

P/E по индексу S&P 500 сейчас составляет около 29. Поэтому инвестиции в компании с P/E около 20 в целом будут выглядеть привлекательнее и менее рискованно.

P/S (price to sales) — это соотношение капитализации компании к её выручке. Нормальным значением считается всё, что меньше 2: то есть капитализация не должна сильно превосходить выручку.

Перевод на русский язык:

Покупатель: «Это опять я. Мне птичка нашептала, что у вас нет прибыли, поэтому моё предложение ещё в силе. По рукам?».

Продавец: «Мы не продаёмся бизнес прёт! Мы продаем в год шаурмы на пару миллионов. Захватываем рынок и думаем расширяться, поэтому прибыли пока нет, но есть перспективы.»

Делим цену компании на годовую выручку — получаем значение P/S.

Для российских компаний P/S <2 означает, что компания недооценена, для компаний США — P/S <4.

P/B (price to book) — показывает отношение рыночной цены акции к балансовой стоимости.

Перевод на русский язык:

Покупатель: «Миллион рублей без торга и эта палатка с шаурмой моя?».

Продавец: «Ещё чего! У нас одно оборудование полтора миллиона стоит!»

Делим 1 млн. на 1,5 млн — получаем значение P/B.

Если значение <2, то компания недооценена, для компаний США — <4.

L/A (Liabilities/Assets) – отношение общей задолженности компании к сумме ее активов. Иными словами, это соотношение показывает долю долга компании в ее общих активах.

Перевод на русский язык:

Первый совладелец: «Равшан, нам нужно купить гриль, но денег нет. Я понимаю, что ты закредитован по самые уши, но давай ты пойдёшь в Сбербанк и возьмёшь ещё один кредит под залог чего-нибудь».

Второй совладелец: «Отличный план, Нурик. Если что, я продам свою машину, которая стоит аж 200 000 рублей. Всё ради того, чтобы накормить людей шаурмой!»

Делим долг на активы — получаем цифру.

Закредитованность >70% — плохо, <70% —нормально.

Чистый долг к EBITDA (Net debt/EBITDA) – это коэффициент долговой нагрузки компании, который показывает способность платить по имеющимся кредитам и займам.

Перевод на русский язык:

Первый совладелец: «Нурик, одолжи 300 000 рублей на гриль?».

Второй совладелец: «Равшан, у тебя же одни долги, твою машину даже банк за кредиты забрал!»

Первый совладелец: «Нурик, не бойся. Я с шаурмы 500 000 рублей делаю в год. И уволить меня некому, я сам на себя работаю».

Делим долги на грязную прибыль — получаем цифру.

Если у компании этот коэффициент больше 3, то долговая нагрузка уже становится опасной.

ROE (Return on Equity). Этот параметр определяет соотношение чистой прибыли к собственному капиталу. Чем выше значение, тем эффективнее фирма использует капитал акционеров.

Перевод на русский язык:

Покупатель: «Хрен с вами! 2,5 миллиона за палатку с шаурмой готов отдать.»

Первый продавец: «Купи у меня! Я вон какую шаурму вкусную делаю!».

Второй совладелец: «Нет! Не слушай Нурика. У меня шаурма лучше и её больше людей покупало!»

Делим прибыль прошлого года на стоимость активов.

Рентабельность <20% — плохо, рентабельность> 20% — хорошо.